Многие личности на эту тему думают очень просто: «Запретить! Нельзя! Это
аморально!», другие же, наоборот, говорят, что проявление хоть какой-нибудь
жестокости на экране монитора является отличной психологической разрядкой для
«обиженных на жизнь» людей. Моя задача состоит в следующем: сделать анализ
игровых жанров на выявление жестокости в них, сообщить свою точку зрения и
подвести итог.
ACTION.
Основной идеей этой группы игр является работа спинного мозга, проверка на
реакцию. Как и можно догадаться, вся эта реакция идет на уничтожение очередной
жертвы игромана.
1. Jump & Run (бродилки, 2D-ACTION).
Этот жанр доминирует в основном на приставках. Суть его в том, чтобы,
наблюдая героя сбоку, провести его слева направо или наоборот. Встречаются и
лабиринты, но они, как правило, не очень запутанные (хотя, бывают и исключения).
В основном, игры такого рода сделаны по мотивам какого-то мультфильма или
детской сказки. Тогда и выходит, что получаются безобидные детские игры,
окрашенные, на первый взгляд, в яркие, «клоунские» тона с большим приливом
идиллии. Однако, при ближайшем рассмотрении, мы можем увидеть, что основная
цель этих игр - уничтожение врагов. Главные герои, враги и оружие в этих играх
довольно-таки оригинальны. Иногда доходит до абсурда. Что вы скажете на то, что
оранжевая мышь, запертая в подвале, кидается синими шариками в заводных
солдатиков? А ведь это - первый уровень в игре TOM & JERRY, от корой, в свое
время, фанатели не только юные игроки, но и довольно взрослые люди. Бывают еще и
«серьезные» представители жанра. Например, такой игрой можно считать ALIEN
RAMPAGE, где кровища так и заливает экран, а главный герой прыгает туда-сюда,
как ошпаренный. Насилие во всех бродилках слишком вымышленное, чтобы привить
кому-то жестокость. Наоборот, играющему представляется отдушина, а если это еще
и «семейная» игрушка, то за ней можно неплохо провести время людям всех
возрастов (в пределах разумного, конечно: годовалые дети еще плохо отличают
реальность от вымысла, а также то, что массовый мордобой есть ничто иное, как
элемент азарта).
2. 3D-ACTION.
Теперь было бы разумно поговорить о трехмерных играх-действиях. Мы все
отлично знаем, с какой яростью Лара Крофт отстреливается от диких людей и
невоспитанных животных (или наоборот). Но крови в TOMB RAIDER мало: игра
приключенческая и на кровавый ужастик совсем не тянет. Другое дело -
CARMAGEDDON. Невозможно определить, симулятор это или ACTION. Ясно одно:
маленьким детям за него лучше не садиться. Нужно смотреть с другой стороны:
маленькие дети и не захотят. Когда я был очень маленьким и по телевизору шел
боевик, то я не выдерживал и уходил из комнаты, так как мне это было, в лучшем
случае, не интересно, а в худшем - казалось аморальным. Как я заметил, это
распространяется на большинство детей. Если у друга в гостях, во время «осмотра»
его новой кровавой игры, входит в комнату его младшая сестра, то кроме слов:
«Неинтересно, убивают всех только», от нее не дождешься. Если кто-то
действительно обеспокоен проблемой жестокости, то он и детей к монитору не
допустит. Но я отвлекся. Есть также и семейные игры (как же без них?), но они,
как мне кажется, все-таки менее маразматические, чем их предки в 2D.
3. FIRST-PERSON ACTION.
С видом от первого лица. Могут попадаться особо жестокие экспонаты. Например,
QUAKE. Не стоит, однако, забывать, что они и делались не для младенцев, а
остальные лишь смотрят на кровь либо как на предмет реализма, либо как на
красочный спецэффект. Вышеупомянутый QUAKE прекрасно подходит для
многопользовательской игры, а больше и никому не надо. Ну скажите, разве есть
кому-то дело до «обычных» луж крови на полу, когда главная забота состоит в том,
чтобы обыграть противника, управляемого человеком? Это даже может быть немного…
весело (???). Просто не нужно смотреть на игры слишком серьезно и вникать в
причину каждого выстрела по врагу (а, тем более, задаваться вопросами типа:
«Зачем я его покалечил? Может, он теперь не сможет прокормить всех своих
пятнадцать детей? А жена его расстроится, если он домой не придет? А любит ли он
пироги с мясом?»). Лучше вообще глубоко в (а)моральность игры не лезть и
довольствоваться игровым процессом, графикой и т. д. Жестокость есть, но без нее
- никак. В конце концов, нельзя же так придирчиво относиться ко всем играм, а
то, однажды, и играть расхочется. А как же быть с такими шедеврами, как UNREAL?
Да это, вообще, почти квест. Основная нагрузка идет на смекалку игрока, а не на
его первобытные инстинкты. У меня был даже небольшой спор с одним из «знатоков
игр всех времен и народов», где тот утверждал, что обычный детский квест типа
«Братьев Пилотов» по своей логической части гораздо более превосходит все
стрелялки от первого лица вместе взятые. Так вот, я вам утверждаю, что это -
неправда. Даже в WOLF 3D нужно соображать, чтобы найти выход из многочисленных
коридоров. Какой же из этого можно сделать вывод? Все очень просто: акцент
делается не на насилие, а на работу обоих мозгов (спинного и головного), что
выражается в многопользовательской игре или одиночному шатанию по лабиринтам.
Если вас это не убедило, то всего-навсего НЕ ИГРАЙТЕ. А я - буду.
FIGHTING. Разновидность ACTON, только на этот раз мы видим
сплошные поединки один на один или один на двух (победил в поединке - проходи
дальше и т. п. ).
4. FIGHTING. Поединки друг против друга. В MORTAL KOMBAT,
например, жестокости очень много и она проявляется как довольно примитивный
мордобой. Игры такого рода просты до неприличия, но, в том числе, и очень
жестоки. Красочная драка может привлечь внимание, но не занять на долго. Но
надуманное насилие не может (лично у меня) не вызвать улыбку. Где бы это видано,
чтобы герои летали на своем… чубе! И этим же самым чубом одновременно кромсали
врагов (кто не догадался, это одно из FATALITY в MORTAL KOMBAT 3). Хотя, в
отличии от других жанров, тут конечной целью и является уничтожение врагов, а не
поиски выхода с уровня или решение головоломки. С другой же стороны… драка с
целью «забудь про все и дерись» является просто дополнительной нагрузкой для
пальцев и не больше. Зато зрелищность действительно огромная. А не забыли ли вы
про «благородные» (то есть, спортивные) драки? Среди них есть много кровавых, но
это - спорт. Почему же мы не можем относиться к MK, как к игре спортивного
жанра? Не знаю, рассуждения на эту тему относятся к немного другой области.
5. BEAT'EM UP.
Во! А сейчас вы даже не знаете, что это такое. Объясняю: это тоже драки,
только с несколькими врагами с разу, а уровень состоит из своеобразных
мини-файтингов. Кажется, DIE BY THE SWORD и FIGHTING FORCE представляют из себя
игры такой направленности. Ну, жестоки они… хотя и разрядку дают отменную.
SIMULATION.
Имитаторы всего, что только можно сымитировать. Начиная c танка и заканчивая
гоночной машиной.
6, 7, 8. GROUND, FLYING & FICTION SIMULATION.
В основном, имитаторы делаются военными (не в том смысле, что по заказу армии
США и т.п. ;) ). Получается очень интересный случай. Крови нет, отрубленных
частей тела - тоже, но вот так и выглядят настоящие
воздушные/танковые/космические (насчет последних не уверен :-)) сражения: куча
взрывов, сложные маневры, все зависит от умения управлять военными машинами.
Можно сказать, что жестокость тут очень специфическая, но, по-моему, геймеров в
этих играх привлекает совсем другое. Это способы управления своим транспортом,
приборная доска со всеми подробностями, а так же литры адреналина, поступающие в
кровь от счастья управления почти настоящей машиной (вернее, игрушкой,
выполненной со всеми соответствиями с оригиналом).
ADVENTURE.
9, 10. QUEST & ADVENTURE.
Приключения бывают разными. Бывают с боевыми элементами, а бывают и без них.
Хотелось бы подметить, что QUEST и ADVENTURE - вещи довольно разные, но вникать
в тонкости я не буду. Замечу, что есть приключения довольно страшные, а есть и
безобидные, детские. Скажу только одно: игры такого рода нужно воспринимать, как
книги или кинофильмы. Причем, у некоторых из них, сюжет даже лучше, чем у самого
интересного фильма или книжного шедевра.
STRATEGY.
Итак, движемся к концу. Какой жанр является самым жестоким? Конечно же,
стратегии и вот почему…
11, 12, 13 REAL-TIME. TURN-BASED & ECONOMIC STRATEGY.
Нет, не драки и не стрелялки нужно считать наиболее жесткими играми, а как
раз стратегии (экономические не в счет - они более-менее нормальны). В чем же
это проявляется? Очень просто: большинство представителей этого жанра - военные
игры, а значит играющему представляется полный контроль над «жизнью» юнитов. В
HEROES OF MIGHT & MAGIC, например, вы посылаете на верную смерть пятьсот
крестьян за раз, не задумываясь о дальнейших последствиях. Люди для полководцев
- всего лишь материал, из которого делается победа, притом не самый прочный.
Пожертвовать жизнью очередного «героя-временщика» для игрока все равно, что
мышью щелчок сделать, можно даже сказать, что в игре такие ситуации
воспринимаются в порядке вещей. Остальные игры стратегической направленности не
лучше HEROES, а, может быть, даже и хуже. Но стоит ли так уж юнитов
«очеловечивать»? Есть такая игра о двух частях, CREATURES называется. Жанр ее
совершенно не определен, но я склоняюсь к тому, чтобы называть стратегией. Там
нужно выращивать, дрессировать и разводить каких-то странных существ. И какой же
конец у этой игры, какая у нее цель? Да очень простая и заключается в том, чтобы
ваши подопечные прожили счастливую и долгую жизнь, а умерли исключительно в
старости, во сне. Вот такой сомнительный финал. Конечно, в жизни все по-другому,
чем в игре и не надо путать жизнь с игрой. Делать же такие мрачные игры (все бы
не было так мрачно, если б за пятнадцать часов жизни вашего подопечного вы бы не
свыклись с ним, с его характером и, в буквальном смысле, не породнились), где
смерть - это счастливый финал… довольно странно. Конечно, жестокостью тут и не
пахнет, но все равно оправданий игре это не делает (хотя я ничего и не говорю -
игра отменная). На приставках есть извращения даже покруче этого. Например, есть
«электронные боевые монстры». Очень просто: вы растите монстра, а потом вы
пускаете его сражаться. Вот так. Хотя, я, опять-таки, я склоняюсь к тому, что
все эти ужасы ничто иное, как азартный элемент игры и ничего более. Не стоит
ругать стратегии, ведь это - очень умные игры и они не стоят бранного слова.
|